softranger (softranger) wrote,
softranger
softranger

Categories:

Шри Ланка (часть 1). Предыстория и дорога туда

- Я не был на море...
- Ладно, не заливай! Ни разу не был на море?
- Не довелось, не был...
- Не знал, что на небесах никуда без этого?
Пойми, на небесах только и говорят, что о море...
1. Предыстория и дорога туда



  • Предыстория


    Это отчет о поездке на Шри Ланку. Нет, не подумайте по заголовку, что там опасно. Шри Ланка - прекрасная и дружелюбная страна (за мелкими исключениями).
Дело совсем в другом. Никогда я еще не летел на другой край света в таком "разобранном" состоянии. Точнее так - никогда я еще не летел так далеко, и никогда еще перед полетом меня так не подводило здоровье. И никогда еще, проходя с рюкзаком мимо автостоянки, я не говорил своей машине "Ну что, родная, увижу ли я тебя снова?".

Началось все с необходимости как-то убить двухнедельный отпуск, который иначе бы просто сгорел. Так как с коленом все еще не ясно, да и снега в декабре было не особо, горнолыжный отдых отпадал. Знакомая из турагентства предложила подумать о Шри Ланке. И тут я снова вспомнил, что никогда не видел океан. Плавал в куче морей, озер и рек, а вот океан не видел. Хотел специально для этого в Португалию ехать. Да и в Азии я толком не бывал. Начал изучать вопрос, поспрашивал сына и знакомую, которые бывали на Шри Ланке. Из бесед особо яркого впечатления не вынес - достопримечательности так себе, океан хорош, перемещение по острову очень медленное из-за узких дорог. Ну и стиль отдыха у тех, у кого спрашивал, был не совсем моего формата. Сын с компанией снимал дорогую виллу и совмещал отдых с удаленной работой. А знакомая ездила с подругой в индивидуальный тур с экскурсиями. Я же привык ездить кругом сам.

Начал рассматривать вариант с поселением в отеле и ежедневными дальними вылазками (как я делал в Черногории, Хорватии, Испании). Но обнаружил
одну особенность - разница в долларах, к примеру, между 10 и 11 днями отдыха в основном составляла цифру порядка 100 долларов, что как-то дороговато за один день в небогатой стране. Ну и минимально отдых выходил в 850-950 долларов. Ну и опять же фактор медленного транспорта, далеко от отеля туда и обратно сложно уехать в течение дня. А хотелось и в горы съездить, и по побережью проехать. Посмотрел цены на booking.com на самые дешевые хостелы и гэстхаузы. Оказалось 7-15 долларов за ночь (по итогу оказалось еще дешевле). В итоге, в основном из соображений мобильности, родилась идея просто об авиа-билетах.

Поискал в Инете - минимум 512 долларов у Air Arabicа, при этом с многочасовым ожиданием пересадки в Шардже. Позвонил знакомой в турагентство и без особой надежды спросил - а как насчет билетов на чартер? Буквально через полчаса она перезвонила "Саша, билеты на чартер за 390 долларов, на 11 дней". Я долго не думал.

Купив билеты, начал копаться глубже, почитал отчеты о самостоятельных поездках в горы на поезде. Потом меня навели на эпичный отчет киевлянина о самостоятельном путешествии по всей Шри Ланке, правда там человек был не ограничен по времени - http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=110559. Начал потихоньку читать. Забучил койку в общем номере в хостеле в Коломбо за 7 долларов на первые сутки, заплатил за визу 30 долларов на сайте посольства Шри Ланки, получил подтверждение. При подаче на визу нужен адрес в Шри Ланке, но, как я понял, можно отфонарно написать адрес любого отеля, не обязательно его бучить. Кстати, букинг свой я потом благополучно отменил, решив не задерживаться в Коломбо. А поначалу план был такой - отоспаться после ночного перелета в хостеле, купить билеты на следующее утро в горы, в Канди,  побродить по Коломбо, сходить в зоопарк. Съездить в горы, пожить в Канди один-два дня, а потом спуститься к океану и проехать по побережью до самого юга.

"Веселуха" началась буквально за 3-4 дня до отлета. Незадолго до этого я походил по врачам со своим становившимся хроническим трахеитом. Теперь я уже и не уверен, трахеит ли был это. Покашливание, как я теперь знаю, может иметь причиной и проблему с сердцем, и с желудком. В общем, врач в районной поликлинике определила у меня хронический фарингит и после анализа на микрофлору назначила колоть антибиотик в течение пяти дней. Ну, еще меня отправили на физиотерапию трахею греть. Антибиотик я проколол себе сам (в попу не сложно), процедуры прошел. И вот уже на следующий день после окончания этого всего, 11 декабря появились непонятные пока ощущения разлада в организме. И в этот же день у нас был новогодний корпоратив в ресторане. Много не пил, сначала вроде было все ничего, а потом вдруг начало в жар бросать и слабость начала наезжать волнами. Уехал домой, всю дорогу кашлял. Дома меряю температуру - 35,4.

В общем в следующие несколько дней у меня температура скакала от 34,8 до 36,3, постоянные приступы слабости с бросанием в пот, скачки давления до 110-150, врачи обнаружили сильную аритмию и даже какую-то блокаду на кардиограмме, назначили кучу сердечных лекарств и необходимых анализов, сказали, что впору в стационар ложиться, а не лететь за три девять земель.

Пытался выставить билет на продажу, никто не покупает, никому не надо. А 16-го вылетать из Киева, значит 15-го вечером ехать поездом в Киев.  Вещи-то у меня были сложены, но до последнего думал, что откажусь. На улице чувствую себя более менее, дома открываю окно, не хватает воздуха и опять эти приступы слабости, возникающие, к примеру, от того, что решил что-то съесть. Ну и представляю, как я в таком состоянии лечу с тяжелым рюкзаком на другой конец света и там живу не в отеле, а шарюсь сам по стране. Хоть и есть страховка (по ней, кстати, нужно звонить в Индию, попадая даже с местной ланкийской картой на роуминг), но реально представляешь, что случись что серьезное, это будет хана без вариантов. Мозг говорит, что ехать нельзя, а сердце шепчет "ты не увидишь океан и бездарно просрешь отпуск".

И вот 15-го надо что-то решать, я еще днем еду через весь город к еще одному рекомендованному сыном через третьи руки кардиологу. И начинаю вроде чувствовать себя чуть получше. А тут еще кардиолог говорит, что мол она видит по глазам, что я уже что-то спланировал и хочу осуществить, поэтому удержать она меня не сможет. То есть не говорит явно, что ехать нельзя ни в коем случае. В итоге, я, выйдя из больницы, набираю турагентство и снимаю билет с продажи, потом еду на работу к сыну, покупаю по Инету билет на поезд, потом лихорадочные сборы дома (главное, что не успел - это толком спланировать маршрут), выхожу с двумя рюкзаками (большой и маленький для ноута и других гаджетов, документов), по дороге прощаюсь с машиной. Метро, поезд, Киев.


  • Перелет


    Позавтракав в кафе на вокзале и немного поспав на квартире у моего киевского ангела-хранителя, я уехал в Борисполь и попал в самолет Air Arabicа. Мне предстоял перелет 5 часов до Шарджи в ОАЭ и потом после 40 минут пересадки полет 4 часа до аэропорта в Негомбо. Взял билеты у окна, чтобы поспать в полете. Самолеты нормальные, по 6 кресел в ряду. Бортпроводники и бортпроводницы смешанного состава  - русские и азиаты. На первом рейсе в Шарджу была очень симпатичная и улыбчивая проводница, похожая на филиппинку. Все ничего, но об одном меня никто не предупредил - за весь 9-часовый перелет в Air Arabica не кормят и не поят. В смысле бесплатно, как я привык на других рейсах. За деньги да, можно, только надо не проспать, когда предлагают еду. Я проспал оба раза. Хотя на обратном пути был очень голодным и твердо был намерен что-нибудь существенное съесть. Земляки украинцы, которых, видимо, все-таки предупредили, запаслись большими кульками с едой. У меня же с собой на счастье были хоть два пакета жареного кэшью, купленного на всякий случай в дорогу. Ну а вопрос с приемом лекарств я решал, спрашивая у стюардесс стакан теплой воды. Большую часть полета я проспал, но к прилету в Шарджу проснулся и полюбовался на нее ночную, расчерченную на прямоугольники электрическими огнями



Кстати в этот момент меня впервые за 60 лет (лучше позже, чем никогда) осенило, почему на мусульманских мечетях перевернутый, лежащий месяц. Просто именно такой они и видят ночью на небе.
А это Шарджа же только днем на обратном пути



Так как первый рейс задержался с вылетом, пересадка в Шардже была очень динамичной. Моими новыми соседями оказались крохотный индус в кожаной куртке и негритянка с солидными формами, такая классическая мамаша Джоли. Мне было жарковато и я включил подачу прохладного воздуха над собой. Бедный крохотный индус, видимо, мерз и всю дорогу кутался в капюшон.  Ну а я опять спал, чтобы проснуться уже в половине четвертого по местному времени в Негомбо (разница с Украиной 3,5 часа).


  • Лирическое отступление №1

Утро, 4 часа. Сижу в аэропорту в Негомбо перед телевизором. На экране буддийские монахи в оранжевых одеяниях вокруг белой ступы на зеленой горе. Звучит утренняя молитва. И как-то сразу хорошо и спокойно на душе. Все будет хорошо!


  • Деньги

В аэропорту в отделении банка поменял 100 долларов по курсу 140,75 рупий за доллар. При этом, следуя совету бывалых, попросил выдать основную часть суммы купюрами помельче - по 100, 200 рупий. Забегая вперед скажу, что мне этой суммы хватило на все 10 дней на все - на жилье, на еду, не поездки, на Интернет и на сувенир - яркую маску. Нет, вру. Еще 5 долларов я поменял в Унаватуве.

В аэропорту нормальный курс. Остаток рупий можно потом, имея квитанцию, поменять обратно, но при этом заплатить по-моему 150 рупий комиссии. Так что небольшую сумму лучше истратить в магазинчиках и кафе аэропорта, пусть и по грабительским ценам. Доменять доллары можно потом в отделениях банков, но они не везде есть, в Унаватуве, к примеру, нет, нужно ехать в Галле. Ну и по выходным банки не работают. В супермаркетах предложат 130-134 рупии за доллар.  И только ювелирные магазинчики дадут честный курс 140, как в банке. Но они тоже могут работать не предсказуемо. С утра чаще всего закрыты, а по внешнему виду лачуги и не поймешь, что это ювелирный магазин. В Уванатуве я так часов в 10 утра и прошел мимо двух закрытых ювелирных магазинчиков, а поменял 5 долларов в какой-то мото-мастерской.


  • Связь

В аэропорту есть несколько ларьков от провайдеров, предлагающих SIM-карты с определенным количеством локальных или международных минут и к ним Интернет-карточку с определенным количеством гигабайт. Все это действительно 30 дней, то есть ровно столько, сколько действительна ланкийская виза без продления. Есть даже специальные карточки для туристов из Китая с предоплаченными минутами звонков на родину. По некоторым отзывам я понял, что вроде самый стабильный - это Dialog. Они предлагали за 1300 рупий то ли 2, то ли 3 Gb Интернета.

После некоторого раздумья, узнав, что отделения Dialog есть везде в курортных городках, решил купить карточку позже. Ну "отделения" это сильно сказано. На поверку "отделения" были в основном представлены продуктовыми магазинчиками с вывеской Dialog в числе прочих. Карточку на 100 местных минут
(600 рупий) и к ней Интернет карту на 5 Gb (699 рупий) я купил в таком магазинчике в Хиккадуве. Правда там с покупкой была целая эпопея, но об этом позже. 5 Gb оказалось очень много, я смог истратить только 2 Gb за 10 дней, как ни старался. Если бы не старался, то вполне уложился бы в 1 Gb (199 рупий). Карта на 2 Gb стоит 299 рупий.

    Связь работала по-разному. Отлично в аэропорту, на пляже Унаватувы и на трассе. Медленно в комнате в гэстхаузе, несмотря на то, что комната была у самой трассы. Но в целом очень даже неплохо.  



  • Дорога в Хиккадуву

Надо отметить, что после того, как я переоделся, зимняя одежда заняла по объему и по весу половину моего 80-литрового рюкзака. Это серьезный якорь, для тех, кто хочет перемещаться мобильно. На будущее надо думать о том, как оставить зимнюю одежду в Киеве. Или прилететь на Шри Ланку летом, только вот надо с дождями свериться.

Хайвей-экспресс (автобус) я нашел довольно быстро. Вышел из аэропорта, пошел налево, там наткнулся на большую автобусную стоянку, ну а там уже местные мужики-водители показали мне на автобус на другой стороне дороги.



  • Лирическое отступление №2

Утро, около 6 часов. Сижу в автобусе-хайвей экспрессе, который должен отвезти меня в Коломбо. Надо головой вентиляторы и динамики, из которых звучит снова утренняя буддийская молитва. Кругом пряные запахи ланкийских благовоний. Над автобусом пролетают в одном направлении стаи каких-то черных хищных птиц.


  • Транспорт

Транспорт номер один на Шри Ланке это, конечно же, автобус. Он же и самый дешевый. Примерно 120 рупий за три часа езды, меньше доллара. Поезд (2-й класс) стоит незначительно дороже, но гораздо менее удобен, так как ходит не часто и попробуй еще ту станцию найти.  Тук-тук - для развода туристов, стоит где-то 100 рупий на километр, для местных значительно дешевле. Ну а для самостоятельного передвижения есть мотороллеры и машины на прокат. Ценами на прокат в этот раз не интересовался. Но тем, кто планирует арендовать собственный транспорт, следует учесть ряд факторов:

1) на Шри Ланке левостороннее движение - мрачное наследие колонизаторов-англичан.
2) дорога двухполосная, по полосе в одну сторону. При этом на обочине и частично на проезжей части могут быть припаркованы любые машины, в любом месте. При этом несладко приходится и пешеходам, вынужденным выходить на дорогу, чтобы обойти припарковавшегося, и при этом не угодить под машину, тук-тук или автобус. Вот тут пытался снять иллюстрацию сказанного, и только уже потом, дома, увидел, что в грузовике слон -


3) светофоров практически нет. Прав всегда тот, кто больше. Поэтому в подавляющем большинстве случаев прав автобус. Поэтому выглядит это так - автобус едет так, как хочет, и где хочет, хоть по встречке, а всякую мелочь (тук-туки, машины, мотороллеры) разгоняет зычным гудком. Кто не спрятался, автобус не виноват. При этом за все время я не видел ни одной аварии. Чудеса.
4) переходы-зебры есть. Естественно, переходы не регулируемые. И тут наступает хана многолетним рефлексам. "Посмотри налево, посмотри направо". Ага, инстинкт уверенно толкает тебя на смерть. И хоть ты уже сто раз говорил себе помнить о левостороннем движении, рефлекс опять дергает твою голову сначала налево.  Ну и опять же, автобус всегда прав. Я, как минимум, дважды выскакивал прямо из-под колес резко поворачивающего автобуса.

Вот ролик, показывающий движение на перекрестке в Велигаме. Обратите внимание, что пассажир может сойти на ходу через открытую дверь


Вернемся к автобусам. Из аэропорта в Негомбо в Коломбо ходят три вида автобусов:
- хайвей-экспресс, который едет по платному хайвею и доезжает до Коломбо за полчаса (110 рупий)
- обычный автобус № 187, который едет по деревням побережья до коломбо часа два (100 рупий)
- маленькие частные автобусы (цену не знаю, но из Коломбо мне ломили цену 200 рупий)

  Дальше на юг хайвея уже нет, а есть двухполосная дорога, которая тянется вдоль побережья, так называемая Галле роуд по имени города Галле. Параллельно ей по задворкам среди пальм и прочей тропической растительности тянется железная дорога. От Коломбо почти до Берувелы железная дорога идет по самому побережью ближе к океану, чем Галле роуд, потом перед Берувелой они меняются местами.
Вот в этом месте -

Уже Галле роуд идет прямо по побережью, а железная дорога среди растительности в отдалении. Поэтому по маршруту Коломбо-Галле интересно проехать и на автобусе, и на поезде.

Автобусов тьма, они самые разные и ходят очень часто. Красные - это государственные.


Еще есть самые разные белые отличающиеся принадлежностью к разным кампаниям (например, Матара-бас по имени города Матара).

Есть медленные, останавливающиеся возле каждой остановки, есть экспрессы дальнего следования (с синими вывесками), которые брезгуют останавливаться в деревнях типа Унаватуны. На цене это, как я понял, не сказывается.

      Вот некоторые цены, которые я помню:
- Коломбо-Хиккадува - 118 рупий
- Хиккадува-Галле - 34 рупии
- Галле - Уванатува - 18 рупий
- Унаватуна-Матара - 61 рупия
- Унаватуна-Ахангама - 30 рупий

Поезд Уванатува-Коломбо (2-й класс) стоил 190 рупий.

С большим рюкзаком проблем нет, за багаж деньги не берут. Рюкзак могу засунуть в маленькое багажное отделение сзади автобуса. Но так делают редко, только на конечных остановках из-за экономии времени. Обычно же кладут рюкзаки на возвышение за загородкой возле водителя.

В каждом автобусе есть водитель и кассир (изредка их два). Кассир стоит возле открытой двери, которая не закрывается все время поездки, и при приближении к остановке вывешивается наружу и зазывает пассажиров. И все это под аккомпанемент веселой музыки и мигающего цветомузыкального иконостаса




Радовали смешные круглые ланкийские буквы, каждая из которых похожа на рожицу обезьяны или другое животное (на фото вверху желтые под иконостасом).

В перерывах кассир обилечивает. Впрочем, обилечивает далеко не всегда. тут есть варианты:
- на государственных красных автобусах кассир выбивает билет на переносном аппарате
- могут просто написать цену на отрывном билете
- могут просто собирать деньги
При этом сдача дается иногда точно, до рупии, но чаще приблизительно. За проезд, стоящий 34 рупии, возьмут 35, а за стоящий 61 рупию, возьмут 60. Впрочем, одна рупия это настолько ничтожная сумма, что рупия туда, рупия сюда вообще не вопрос. Но иногда даже в государственном красном автобусе могут "забыть" дать сдачу с крупной бумажки. Типа потом, а потом приходится самому подходить к кассиру и напоминать. При этом он без напоминания помнит, сколько он должен был дать сдачи. Ну, авось турист забудет и "приступ амнезии" прокатит.


  • Дорога в Хиккадуву (продолжение)

Итак, автобус дико взревел на старте и помчался под веселую музыку в динамиках в Коломбо, разгоняя все машины и тук-туки ревом своего клаксона. Вокруг буйная тропическая природа. Белые дома с черепичной крышей утопают в зелени. Экзотика места чувствуется сразу. Довольно быстро домчали до Коломбо. Хоть было еще ранее утро, на улицах уже полно народу, просыпаются рано.

Куча рекламы, облепившей громоздящиеся друг на друга хибары, грязно.

Но при этом встречаются и довольно интересные дома, опять же наследие проклятых колонизаторов. Обращает на себя внимание обилие полицейских, которые непонятно, чем заняты, но видимо бдят безопасность. Некоторые руками регулируют движение.

Тут же рядом с полицейскими можно увидеть буддийского монаха в ярко-оранжевой одежде.
Постоянно встречаются культовые места - статуи Будды и ступы. Такие места здесь называют "темпл" (tempel).


Обращали на себя внимание еще большие группы парней в белом - белые рубашки, белые брюки, все белое. Видимо студенты какие-то. Или старшие школьники.

Конечная остановка на рынке.

Автобус высадил всех и вдруг начал резко уезжать куда-то. А багаж? Я, и не только я, пустился в погоню за автобусом, а он, сделав большую петлю, вернулся к тому же месту, где высадил пассажиров, только с другой стороны крытой платформы. Блин, предупреждать же надо! По дороге заметил кучу ларьков с пирожками, хотел купить в дорогу, но не успел. Первый же автобус, к которому я подошел с вопросом, ехал в Галле через Хиккадуву, в которую я решил поехать сначала (понятия не имею почему именно в Хиккадуву, не вспомню уже, скорее всего потому, что у меня был адрес гэстхауза из отчета киевлянина). В общем я вскочил в автобус и поехал.

Дорога сначала идет в стороне от океана, но потом, после пересечения в железнодорожной веткой, выходит прямо к нему. И начинается красота. Тянутся бесконечные и безлюдные песчанные пляжи -

Красота слегка омрачается наличием мусора в местах остановки местных -

По части мусора местные - свиньи натуральные. Тот случай, когда прекрасная природа досталась грязнулям. Пляжи на курортах убирают, но на диких пляжах после пикников местных остаются пакеты, пивные банки и бутылки и прочий мусор. Наблюдается привычка бросать мусор прямо под ноги. Точно, как у нашего быдла. До цыган, конечно, далеко.

Проехали Ахунгалу (Ahungalla) , где все в автобусе начали молитвенно складывать руки. Оказывается, в этом месте расположен большой монастырь (Tempel), куда стекается куча паломников. Планировал заехать сюда на обратном пути, но не сложилось. Кстати, жаль, судя по картинкам в Google maps, очень красивый там Tempel.

Какой-то городок по пути, царство тук-туков -

Ну а потом я начал нервничать - как бы мне не проехать Хиккадуву. Никаких указателей на въезде в городки. Никаких объявлений остановок. Местные и так знают, а кого волнуют проблемы случайно затесавшихся туристов. Тут еще автобус забился под завязку. Начал просить местных подсказать, где мне вставать. И тут обнаружил еще одну особенность, о которой меня предупреждали - в бывшей английской колонии простые люди не говорят на английском. От слова "вообще".


  • Английский язык

На английском изъясняются (кто хорошо, кто хоть как-то) продавцы, тук-тукеры, хозяева гэстхаузов и прочие люди, имеющие хоть какое-то отношение к обслуживанию туристов. Но не простые люди на улице или автобусе. На обращение к ним на английском возможны следующие виды реакции:
- проходит мимо, не обращая на тебя внимание
- виновато разводит руками, показывая, что нихт ферштейн
- что-то лепечет на своем в полной уверенности, что я его пойму
- однажды, когда я пытался догнать праздничную процессию со слоном, я обращался ко всем местным, употребляя слово "elephant". После третьей или четвертой попытки я понял, что для них это слово загадка. Как называется на языке их бывшей колонии фактически символ острова, они не в курсе. И тут я заметил на другой стороне улицы кучерявого ботана в очках, похожего на типичного студента. Ну, подумал я, этот наверняка знает английский хотя бы на зачаточном уровне. На мой вопрос о процессии и слоне, он посмотрел на меня через очки с умным видом, поднял указательный палец и застыл, изображая усиленную умственную деятельность. Через минуту томительного ожидания он изрек протяжное "Э-э-э" и продолжил стоять с поднятым вверх пальцем. Следующее "Э-э-э" не заставило себя ждать примерно через полминуты. Несмотря на то, что были признаки сокращения интервалов между "Э-э-э", мое терпение лопнуло, и я побежал дальше, махнув на него рукой.

Вообще проблема у местного населения с английским языком реально напрягала. Я понимал, что в Украине ситуация была бы не лучше. Но мы не были английской колонией. Кстати, зря, наверно.


  • Дорога в Хиккадуву (продолжение)

И вот я усиленно пытаюсь добиться то от кассира-кондуктора, то от местных, чтобы они мне подсказали, когда будет Хиккадува. На кассира надежды мало, точно забудет. Поэтому пристаю к соседям, буквально на руке пытаясь объяснить, что мне нужна Хиккадува, и пытаясь спросить - встают они сами до (before, показываю на руке) или после (after, показываю на руке) Хиккадувы. Бесполезно. Отвечают что-то на своем и все. В общем, я просто стал на каждой остановке в центре каждого городка спрашивать "Хиккаудва?". И, наконец, мне повезло. Это оказалась она.

Кстати, потом, после покупки Интернет карты, выход был найден. Я начал пользоваться навигатором, в который перед поездкой закачал бесплатную карту Шри Ланки. Да и просто приложение Maps на Андроиде помогало понять, где ты находишься.

(продолжение следует)


  • PS. Набор в дорогу (тривиальные и не очень вещи, некоторые были забыты)

- 5-метровый удлинитель на 5 розеток для зарядки всех гаджетов
- фунигатор от комаров (на местных действовал как-то слабо)
- походный электрочайник на поллитра, незаменимая вещь
- термос, помогает запасаться кипяченой водой, в пластиковые бутылки кипяток сразу не зальешь
- фен (сушить мокрые вещи)
- зеленка, пластырь в аптечке
- дорожная подушка на шею
- обычный черный зонт от дождя и от солнца

- силиконовые беруши (вообще незаменимая вещь)


Tags: Шри Ланка, отчет, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Шри Ланка” Tag

promo softranger july 20, 1991 23:12
Buy for 100 tokens
Вы имеете возможность разместить свой материал здесь всего за 100 жетонов на 24 часа в блоге самого популярного блоггера второго по величине города Украины Харькова.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments