softranger (softranger) wrote,
softranger
softranger

Category:

Техника фрирайда

Хотел сохранить эти линки для себя, но подумал, вдруг кому еще пригодится. А может кто и дополнит.

http://www.rasc.ru/school/book/index.php?content=ch15

http://www.extreme.nnov.ru/site.aspx?STID=330160&SECTIONID=334605&IID=353756

http://youtu.be/lqijil6SYaM


http://www.x-lifestyle.com/component/content/article/100-board-training/1308-2011-02-02

Техника фрирайда. Есть ли она?

02.02.2011 14:44
Прежде всего, давайте договоримся о том, что фрирайд это не только катание вне трасс по целине или по свежевыпавшему снегу. Фрирайд - это катание по любому снегу, в том числе и по мягкому, идеально заглаженному ратраками. Это катание по любому рельефу, от широких пологих фирновых полей до узких крутых кулуаров, не исключая и искусственно нарытые бугры на трассе могула.

Если и говорить о технике фрирайда, то скорее как о технике наиболее универсальной, которая включает в себя все базовые элементы горнолыжной школы. Например, изучаемое в "первом классе начальной школы" соскальзывание. Оно применяется в узких кулуарах, где нет места даже для того, чтобы прыжком развернуть лыжи.

Используются во фрирайде и элементы спортивных поворотов разнообразного радиуса, как резаных, так и с проскальзыванием, выполняемых на высокой скорости. Такие повороты применяются при прохождении широких полей вне зависимости от состояния снега, который может представлять собой что угодно: от пуха до жесткого наста с застругами.

Все базовые технические приемы уже не раз были описаны в литературе, разработаны и используются подробные методики обучению горнолыжной технике, освоение которой является необходимой базой для дальнейшего совершенствования и повышения уровня мастерства. Эти движения и приемы могут с различной эффективностью применяться при спусках по любому из видов рельефа, но мы будем подходить к формированию своего технического арсенала с точки зрения максимальной экономичности и надежности каждого из приемов.

Основные виды рельефа, с которыми имеют дело все катающиеся вне трасс, это:

- широкие поля;

- бугристые склоны;

- узкие кулуары различной крутизны и длины;

- лес.

Многолетний опыт катания вне трасс и трехлетняя практика работы проекта "Фрирайд с гидами" позволили подобрать для каждого из видов рельефа технические приемы, которые наиболее часто (и эффективно) используются райдерами. В этом материале обратим внимание на те приемы, которые особенно хорошо работают при катании по широким, просторным склонам с пушистой целиной, настом с коркой, мокрому снегу ("каше").

Начнем с положения ног. При малых скоростях ноги желательно держать близко друг к другу (расстояние между ботинками - не более двух кулаков), вес распределяется равномерно между обеими лыжами, которые должны работать как одна общая площадь, чтобы исключить более глубокое погружение в снег одной из лыж. Разножка минимальна, причем, чем выше будет ваша скорость и меньше глубина снега, тем шире вы должны расположить лыжи и использовать большую разножку.

Стойка близка к средней равновесной, но в процессе поворота она меняется от слегка задней (в начале поворота), используемой для того, чтобы носки лыж могли всплыть, до средней или немного передней (в основной фазе). Насколько сильно вам придется уйти вперед в основной фазе поворота, будет зависеть от крутизны склона, а вот заканчивать поворот вы будете уже чуть в задней стойке. При выборе стойки во время катания по глубокому снегу необходимо также учитывать сопротивление массы снега, которая при катании в целине неизбежно соберется перед вашими ботинками, чтобы при переходе в немного переднюю стойку на скорости не зарыться и не "клюнуть" вперед.

Все движения выполняются плавно. Избегайте резких движений, особенно тех, которые могут привести к зарыванию лыж глубоко под снег.

В завершающей фазе поворота под давлением лыж из снега формируется достаточно плотная платформа. Находясь в слегка задней стойке, вы отталкиваетесь от нее, одновременно подаете корпус вперед-вниз при помощи выполнения укола вытянутой вперед рукой с палкой. Оттолкнувшись от снежной платформы, вы, подтягивая лыжи к корпусу, разгружаете их: как бы останавливаете корпус, а ноги с лыжами его догоняют - это и есть конец поворота и начало следующего.

Обратить особое внимание на следующие важные моменты:

1. Корпус всегда смотрит вниз (в долину), но старайтесь, чтобы линия, соединяющая плечи, была почти перпендикулярна направлению лыж. Это позволит более стабильно и сбалансированно ощущать себя при спуске.

2. Руки не прижимаются к корпусу, согнуты в локтях примерно под прямым углом, расположены чуть ниже уровня плеч. Кисти рук слегка выдвинуты вперед, как будто вы держите большой руль автомобиля. Чем шире находятся руки, тем легче будет удерживать равновесие, вспомните канатоходца с шестом. Ваши руки это своеобразный шест - балансир.

3. Не оставляйте руку с палкой позади себя после укола, держите её всегда впереди корпуса, иначе она вас затянет в заднюю стойку. Если вы будете оставлять палку позади корпуса и опускать руки низко, то очень быстро за рукой отстанет плечо, а за ним и весь корпус, что приведет к глубокой задней стойке, из которой будет очень трудно выталкиваться в следующий поворот.

4. Не заканчивайте поворот слишком круто, сведите к минимуму ту часть дуги, которая будет идти поперек склона, постарайтесь полностью исключить траверсы. В противном случае вы будете терять скорость, а входить в новый поворот на малой скорости очень затруднительно: придется проворачивать лыжи в большой массе снега. Запомните, что контролируемая скорость это ваш лучший союзник, вы должны "плыть" по снегу, а не "ворочать лыжами-лопатами", разгребая снег.

В последние годы, с развитием широких карвинговых лыж, родилась новая, весьма экономичная, техника, применяемая райдерами при катании большими дугами на высокой скорости. Ее особенность состоит в следующем: райдер едет в основном в слегка задней стойке и только перекладывает корпус (переносит центр тяжести) внутрь при входе в новый поворот и одновременно с этим плавно перекантовывает лыжи. Такой поворот близок по смыслу к современной спортивной технике, особенно к поворотам слалома-гиганта и супергиганта. Другими словами, во время поворота тело наклонено внутрь, как и у мотоциклиста на шоссейном мотоцикле, что позволяет компенсировать центробежные силы, оставаясь сбалансированным над лыжами.

В случае применения такой техники лыжи ведутся широко, и давление сосредоточено преимущественно на внешней лыже - высокая скорость и широкие лыжи позволяют это. Для простоты освоения приема немного разгонитесь и вытяните внутреннюю руку в сторону поворота, как бы по радиусу дуги, а затем плавно подайте (завалите) корпус вслед за ней, но не забывайте, что для сохранения равновесия другая рука не должна быть прижата к корпусу и не должна опускаться вниз. В завершающей фазе ведения дуги центробежная сила в сочетании с вашим весом полностью прогнут лыжи. Вы почувствуете, что дальше тянуть дугу просто некуда, и, находясь в низкой стойке, разгрузите лыжи, которые, подобно сжатым пружинам, вытолкнут вас в следующий поворот. В этот момент, переложив корпус в другую сторону, вы плавно войдете в поворот в высокой стойке. Выписывая дугу, вы плавно выжимаете лыжи до той точки, где кончается поворот и начинается новый.

Вы должны сами почувствовать, когда пора переходить в следующий поворот. Это самый важный, ключевой, момент поворота, и не надо пугаться того, что вас как будто вытолкнуло из дуги, и вы на какой-то момент очутились в свободном полете. Анализируя свои следы на свежевыпавшем снегу, я наблюдал, что в стадии перехода в новый поворот пролетал по воздуху на скорости иногда более двух метров и след в каждой дуге был прерывистым.

При спусках по жесткому насту или плотно упакованному ветром мягкому снегу, в котором лыжи не утопают, техника абсолютно не отличается от традиционной карвинговой, применяемой спортсменами и квалифицированными любителями на жестком гладком склоне.

Если весь склон покрыт проваливающейся коркой, я бы рекомендовал использовать повороты на малой скорости, с целенаправленным пробиванием корки и равномерным распределением давления на обе лыжи. Особенно эффективна такая техника спуска, если лыжи не очень широкие (менее 80-85 мм в талии) и вы не очень хорошо держите баланс на скорости, а в случае вероятного ухода лыжи под корку не сможете моментально ее выдернуть на поверхность. Конечно, пробивание корки в каждом повороте требует некоторой физической подготовки, т. к. ваши ноги будут пробивать ее за счет прыжка. Каждый новый поворот необходимо начинать с отталкивания обеими ногами, одновременно подтянув их к корпусу, а затем синхронно ударив ими корку. При этом активно используйте палки, в случае необходимости применяйте и одновременный укол обеими папками, что позволит вам легче выпрыгнуть из снега.

Мокрая целина или "каша" может образоваться в двух случаях - если снегопад переходит в ливневые осадки или под воздействием солнца, в условиях весеннего ежедневного подтаивания снега. Эти два состояния снега кардинально различаются по своим свойствам. Первый вариант - липкая целина, по которой лыжи скользят плохо, а второй - пропитанный водой тяжелый снег, достаточно скользкий, но лыжи проваливаются в него гораздо сильнее. Поэтому первое: используйте мази. Второе: выполняйте повороты на скорости, чтобы лыжи всплывали, а не проваливались. Третье: выходите весной на склон пораньше и по возможности выбирайте экспозицию склона. Начните утром катание на тех склонах, где снег ещё не оттаял после ночи, обкатывайте сначала южные склоны, а потом, по мере того, как их "отпустит", переходите на склоны северной экспозиции.

Помимо техники, надо уделить внимание тактике выбора траектории спуска при разнообразных снежных условиях. Обычно участки склона с различным состоянием снега различаются по виду поверхности снега, по-разному "отсвечивают" при взгляде через фильтр очков, имеют своеобразный микрорельеф, а иногда даже разный цвет.

Выйдя на склон с различными характеристиками снега, опробуйте на небольшой скорости, в каких местах наст жесткий, где проламывается, а где участки относительно мягкого снега. В зависимости от этого, выбирайте, где вы будете закладывать поворот, а где будете избегать излишнего давления на корку, чтобы лыжи не провалились. Избегайте застругов, особенно если они твердые, не закладывайте на них дугу.

В заключение хочется подчеркнуть, что используемые технические и тактические приемы практически всегда дают качественный скачок в катании, что позволяет людям делать спуски вне трасс более уверенно, комфортно и главное - безопасно.

======================================================================================

http://www.yourski.ru/content/nachalnye-pravila-pri-katanii-na-gornykh-lyzhakh-v-tseline-friraid

Начальные правила при катании на горных лыжах в целине (фрирайд).

Катание в целине или фрирайд всегда привлекали как опытных лыжников, так и людей только вставших на горные лыжи и только начавших свою горнолыжную карьеру. Фрирайд кажется лыжникам чем-то сложным, непонятным и непостижимым. Однако, так ли это сложно кататься в целине? Есть несколько правил, соблюдение которых поможет вам освоится в пухлом снегу и начать получать удовольствие от внетрассовго катания. Вот эти правила.


Измените свое восприятие среды

Для начала стоит престроить восприятие целины. Не воспринимайте и не оценивайте целину восприятием сформированным у вас на подготовленных жестких склонах. В целине некоторые процесы катания происходят по-другому нежели на подготовленных склонах. В целине пухлый снег сильно сковывает движения и тормозит движение лыжника. Следовательно при катании в целине даже на крутом склоне вы не будете так сильно разгоняться и набирать скорость как на подготовленном склоне. С другой стороны и так легко и резко моневрировать как на подготовленном склоне в целине вы не сможете.

Проще говоря, фрирайд это не подготовленный склон. Это другая среда и воспринимать ее надо другой головой. Потому постарайтесь перестроить голову. Для этого надо найти спокойное место и попробовать что такое фрирайд. Это поможет вам понять эту среду и создаст правильное восприятие этой среды.

Движение, движение, движение...

Одной из главных задачь при катании в целине - сохранить движение. Ваша задача не утонуть в снегу. Снег вас будет тормозить. А ваша задача всплывать и двигаться как можно больше на поверхности снега. Для этого вам нужна скорость движения. старайтесь ее сохранять. Иначе вы просто остановитесь и зароетесь лыжами в снег. Начать движение после этого вам будет не просто.

Никаких вращений.

Вам стоит понять сразу, что некоторые привычные для вас движения работающие на подготовленом склоне работать в целине не только не будут, но и могут принести негативные результаты. Например, у вас не получится поворачивать или останавливаться вращением корпуса. В целине эффективный поворот возможен только наклоном (заклоном). Контроль скорости только траекторией. А остановка движением вверх по склону разворотом. Попытки вращения плечами не только не дадут результата, но и могут привести к травме. Поймите это и примите как данность.

Никаких резких маневров.

В целине, при всем вашем желании, у вас навряд-ли получится совершить резкие маневры. Поэтому выбирая траекторию движений делайте поправку на целину. Не стоит разгоняться и надеяться что вы остановитесь перед камнем начав торможение за полметра до него. Может не получиться.

Сконцентрируйтесь на балансе.

Целина не всегда очень мягкая и однородная. Под снегом часто бывают всякие совсем не мягкие сюрпризы. Оцените свои возможности перед поездкой в целину. Для комфортного и уверенного катания необходим достаточно высокий уровень баланса. В целине нет жесткой опоры о которую можно опереться и поймать равновесие.

Сместите диапазон продольной работы назад.

Ну и самое главное, что вам надо учесть, это то, что в целине вам надо всплывать на лыжах на поверхность снега. Следовательно вам надо перенести нагрузку на задники лыж. Но, это не значит, что надо полностью перейти в заднюю стойку и статично в ней зависнуть. Это значит, что следует изменить диапазон продольной работы с средней позиции до задней. И при катании перемещать тело в этом диапазоне. То есть, при входе в поворот ваш центр масс должен находится в центральной позиции, а на выходе в задней. И не пытайтесь загружать носки лыж. Если, конечно не желаете наестся снега или протестировать снегонепроникаемость вашей одежды.

Подготовтесь к падению.

Падение в целине дело не только обыденное, но и специфичное. Будьте готовы к нему. Застегните все карманы на одежде, противоснежные юбки и прочие антиснежные приспособления. Так же привяжите лыжи к ногам на всякий случай и палки к рукам. Сделайте так, чтобы при падении у вас ничего не выпало. Иначе вы это не найдете никогда.

Итого.

Все в целом не сложно. И помните: целина и катание в лавиноопасной зоне это разные вещи. Можно кататься в целине не подвергая себя лавинной опасности.

Под понятием целины в данной статье следует понимать не 5 сантиметров снега лежащего на жестком склоне, а более 30-40 сантиметров снега лежащего непонятно на чем.

Берегите себя.

=======================================================================================

http://www.chelextreme.ru/2008/02/24/tekhnika-frirajjda.-dva-soveta.html

Катание по целине часто описывается как некое “неземное” ощущение, да это и неудивительно. Разве ощущения, которые возникают в волшебные мгновения полуполёта-полускольжения можно передать словами?

Ежегодно сотни и тысячи любителей целины едут и летят в Шерегеш и на Красную Поляну, забираются на гребень Айкуайвенчорр в Кировске и уходят “на дальние Юга” или “Севера” Чегета после снегопадов. В США катание по целинному снегу является чем-то вроде национальной горнолыжной особенности – там есть популярные места, вроде курорта Альта в штате Юта, и специальные школы, в которых учат катанию по целине. В нашей стране и специалистов в этом виде катания не так много, и лишь немногие из них готовы кого-то учить: целина штука нечастая, и тратить редчайший день удачи на раскопки и поиск потерянной в снегу начинающим райдером лыжи – не самое интересное времяпровождение.

Однако уже на протяжении нескольких лет на курортах Кавказа работает программа “фрирайд с гидами”, и всем лыжникам, кто хочет научиться кататься по целине, имеет смысл поучаствовать именно в этой программе вне зависимости от того, в каком регионе – Красная Поляна, Домбай или Приэльбрусье – вы планируете провести свой отпуск. Гиды в любом из регионов – опытные райдеры, участники и призеры российских соревнований, очень хорошо знающие склоны гор, на которых они работают. Все они, как правило, являются инструкторами, и не только сами умеют и любят кататься в сложных условиях (по мокрому тяжелому снегу, по застругам или проламывающейся корке) и в целинном снегу, но и могут подкорректировать технику других любителей лыж. Приведенные здесь советы, которыми поделились гиды, помогут быстрее освоиться в непривычных, но очень привлекательных, снежных условиях тем, кто только выходит на внетрассовые просторы.

Совет 1: спускайтесь в ритме снега

Катание в целине очень трудно разделить на отдельные повороты, потому что для их выполнения требуется импульс, который в глубоком снегу может явиться результатом только ритмичного и плавного, без резких движений, спуска. Глубина и плотность снега, крутизна склона, скорость спуска, ширина лыж, глубина бокового выреза и даже вес лыжника – условия, определяющие ритм поворотов.

Условия Ритм и рисунок поворотов

Неглубокий снег
Легкий снег Возможен быстрый ритм поворотов
Крутой склон Допустим малый радиус поворотов
Высокая скорость Большое количество вариантов движений
Широкие лыжи
Глубокий боковой вырез

Условия

Глубокий снег
Тяжелый снег Необходим медленный ритм поворотов
Пологий склон Необходим большой радиус поворотов
Низкая скорость Узкий диапазон допустимых движений
Узкие лыжи
Неглубокий боковой вырез

Надо четко усвоить, что в целине невозможно поворачивать так же быстро, как на укатанном снегу. Кроме того, различное состояние глубокого снега требует и различной скорости, интенсивности и продолжительности движений.

Ключ к освоению плавного и текучего ритмичного спуска находится в… чувстве снега. Что это такое? Необходимо освоить лыжи и снег настолько, чтобы ногами ощущать сопротивление снега движениям лыж. Цель состоит в том, чтобы при помощи изменения интенсивности и продолжительности воздействия на лыжи постоянно удерживать их в состоянии ровного, без рывков, скольжения сквозь снег. Естественно, чувство снега не приходит с первым или вторым спуском. Необходимо провести на целинном снегу достаточно много времени, и желательно - в сопровождении опытного инструктора, который сможет подсказать, каким элементам необходимо уделить максимум внимания. Конечно, нужно экспериментировать, – но сначала необходимо освоить некоторый “базовый” набор знаний, научиться двигаться таким образом, чтобы спуск был стабильным, а уже потом стараться расширить границы дозволенного при данных условиях.

Совет 2: палку – вперед!

Классическая техника, применяемая для катания по глубокому снегу с 60-х годов прошлого века. Основа этой техники – очень раннее движение палки вперед, сопровождаемое выносом вперед новой “внешней” руки и, как следствие – закручивание корпуса внутрь следующего поворота, используемое как инициирующее движение. Другими словами, сразу же после того, как выполнен укол нижней по склону палкой, начинается движение другой палки и руки вперед. Затем, после того, как лыжи пересекли линию падения склона - при завершении поворота - лыжник удерживает вынесенную вперед палку острием вниз по склону до момента следующего укола.
Рано начатое движение палки и руки вперед создает вращательный момент движения корпуса, который помогает облегчить перекантовку лыж одновременно с их разгрузкой при переходе из поворота в поворот. Кроме того, это движение, поскольку оно направлено вниз по склону – поперек лыж, помогает оставаться сбалансированным над стопами.

Многие теряются в глубоком снегу, который мешает им управлять лыжами при помощи привычных движений и выполнять сопряженные повороты. Заранее вынесенная вперед и готовая к уколу палка, как ни странно, направляет мысли в более привычное русло. Результатом этого является более плавное (и предсказуемое для самого себя) движение лыжника.

Удержание палки острием вниз по склону на протяжении второй половины поворота (после того, как лыжи пересекли линию падения склона) помогает оставаться в средней стойке, над своими стопами. Помимо этого, направление наконечника палки вниз по склону после того, как лыжи пересекли линию ската, удерживает торс развернутым в сторону нового поворота. А такое положение торса помогает эффективно работать ногами для управления лыжами и для того, чтобы ощущать сопротивление снега движению лыж и использовать его.

Основное условие, своеобразный ключ к успешному использованию этой техники – внутренняя рука, стабильно удерживаемая вынесенной вперед и плечо, которое как-бы сблокировано с предплечьем и следует за ним в момент выполнения укола. Без этой блокировки мышц руки и плеча и выполняемой за счет этого своеобразной остановки вращательного движения торса, тело лыжника будет закручиваться в поворот. Результатом такого закручивания обычно является … поиск отстегнувшейся лыжи в пушистом снегу.
Существуют различные вариации этой техники. Достаточно давно, когда вращательное движение верхней части тела считалось необходимым для начала поворота, лыжники выполняли движение рукой и палкой вокруг тела, поперек направления движения лыж. Любителей, сознательно использующих такую технику, еще и сейчас можно изредка встретить на склонах.

Еще один вариант выполнения этого движения – с направлением палки вниз по склону и удержанием локтя руки, выполняющей опережающее движение, довольно близко к бедру. В этом случае используется акцентированная ангуляция бедер в сочетании с разворотом их и верхней части корпуса вниз по склону для обеспечения мощного вращения ног и соответствующего контр-вращения торса.
Техника раннего выноса палки вперед в современном варианте характеризуется положением рук. Руки лыжника подняты немного выше и чуть шире разведены в стороны, по сравнению с их положением при катании на подготовленном склоне. Такое положение рук является гораздо более эффективным и позволяет точно управлять лыжами, особенно современными моделями – широкими и короткими, которые поворачивают гораздо легче своих предшественников.

Освоение этой техники, которая довольно проста в использовании, часто дает отличные результаты – спуск становится ритмичным и плавным. При этом начать осваивать эту технику можно и даже нужно на раскатанном склоне, поскольку она достаточно эффективна не только в целине, но и на крутых склонах, да и на буграх (при соответствующей аморизации – проглатывании бугров интенсивным сгибанием). Надо сказать, что осваивать эту технику, как и любые элементы, намного легче под присмотром владеющего ей инструктора. Без внешнего контроля легко “скатиться” от выноса палки вперед к закручиванию торса в поворот.
Tags: горные лыжи, ссылки
Subscribe
promo softranger июль 20, 1991 23:12
Buy for 100 tokens
Вы имеете возможность разместить свой материал здесь всего за 100 жетонов на 24 часа в блоге самого популярного блоггера второго по величине города Украины Харькова.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments